terskiykazak

Categories:

Казачки-атаманши: когда русскими воинами руководили женщины

Военизированное положение, на котором жили казаки, не обошло влиянием и женщин-казачек. Эти отважные представительницы казачьего сообщества умели постоять за себя, отличались не только красотой и женственностью, но и умением стрелять, не теряться в опасной ситуации, дать отпор врагу, когда рядом нет мужа. Такие особенности казачек отмечал историк Игорь Юрьевич Васильев в статье «Нравственные ценности кубанского казачества и их трансляция», где он писал, что в 1826 году недалеко от города Екатеринодара, когда на обоз казаков напали черкесы, женщины проявили героизм, быстро разобрали тюки на повозках и начали разносить патроны.

Женщины-герои

Историки Игорь Юрьевич Ерохин и Ирина Олеговна Аржанова в статье «Гендер и вопросы истории государственного казачества» описывают случаи, когда казачки не оставались в стороне от боевых действий. Например, кубанская казачка Ульяна Линская при нападении на курень горцев отважно вступила в бой и утопила врага в бочке с квасом.

Публицист Валерий Евгеньевич Шамбаров упоминает о донской казачке вдове Прасковье Куркиной, которая в 1792 году ушла из станицы, переодевшись казаком, взяла коня и оружие мужа, вступила в казачий полк Балабина, участвовала в боях с поляками, была ранена и произведена сначала в урядники, затем в хорунжие, а потом и в сотники. Спустя два года она вернулась в родную станицу героем. В XIX веке во время защиты линии Адагумская на правом берегу Кубани на Липецком посту вместе с 35 казаками несла службу казачка Марьяна Горбатко.

До начала I Мировой в конном переходе из Владивостока в Сант-Петербург приняла участие жена есаула Оренбургского войска Серафима Кудашева, которой Николай II вручил орден Святого Иона. Во время I Мировой Кудашева пошла на фронт добровольцем и стала разведчиком.

В I Мировую воевала казачка Елена Чоба из станицы Роговская. Она с детства увлекалась верховой ездой, а когда узнала о гибели на фронте мужа, то решила ехать на фронт.

Станичные старшины поддержали отважную вдову и не прогадали — женщина воевала храбро и была награждена двумя Георгиевскими крестами. О ней писал журнал «Кубанский казачий вестник», который описывал ее как хладнокровного воина, который не боится смотреть в глаза смерти.

В 1916 году после ранения Чобу отправили домой, но в 1918-м она добровольцем вступила в ряды белогвардейцев. Долгое время ее считали погибшей, но казачка выжила и оказалась сначала в Болгарии, а затем — в США, где выступала с номерами джигитовки. Вслед за отцом и братом добровольцем ушла на войну дочь войскового старшины уральская казачка Наталья Комарова, сама купившая себе коня и аммуницию. Она отличалась храбростью, а однажды отбила у немцев полковое знамя и увлекала за собой в атаку пехотный полк, за что была удостоена Георгиевского креста IV степени.

Ханша-атаманша

Несмотря на патриархат, который до сих пор царит в среде казачества, то и дело появлялись женщины, которые не только проявляли героизм в боевых действиях, но и становились атаманами. Ради правды стоит отметить, что происходило это в мирное время, когда главными вопросами были вопросы хозяйственные.

В первый раз такое произошло, когда в XVIII веке в казаки записали калмыцких ханов с подданными. Калмыцкий хан Тайшин вместе с улусом принял православие и стал Петром. Хан был стар и вскоре умер, а руководить улусом в 2400 человек осталась его вдова — ханша Тайшина. Российские власти наделили ханшу пожизненными правами атамана и приняли её на службу с жалованием в 500 рублей в год, повелев Тайшине заложить заставу, которая позже разрослась в город Тольятти.

К калмыцкому казачьему войску было приписано 1000 солдат-инвалидов и 2000 крестьян. Позже православные казаки-калмыки составили костяк Ставропольского казачества.

Женщины-атаманы

Новые женщины-атаманы появились в России только после падения СССР. В 1999 году была избрана атаманом казачьей общины в селе Махра Владимирской области казачка Юлия Пасальковна Ткаченко. Это была стойкая, строгая и смелая женщина, которая не боялась брать на себя ответственность. Посвящение в казаки она прошла как мужчина — сначала ее благословил священник, потом ее окунули в крещенскую купель, а потом довелось попробовать казацкой нагайки.

При ней казаки восстановили дороги, провели газ и электричество в дома, взяли шефство над стариками, восстановили источник святого Стефана, открыли кадетскую школу в Александрове и помогали Стефано-Махрищской обители, — об этом пишет журналист Лидия Юдина. В 2013 году в возрасте 69 лет атаман Юлия Ткаченко скончалась.

В 2012 году женщина-атаман Неля Заславская появилась в Оренбуржском казачьем войске. Она возглавила общину казаков в селе Крыловка.

В селе Сухобузимское Красноярского края живет еще одна женщина-атаман Ольга Некрасова — потомственная казачка, правнучка казаков-первопроходцев. Она сызмальства была «атаманшей» — хоть в играх, хоть в собственной семье. Поэтому, когда началось возрождение Енисейского казачества, выбор односельчан-казаков пал на нее.

Община казачьего села Сухобузимское взяла на себя обязанности по обеспечению порядка в селе и по искоренению пороков. Казаки лечат от алкоголизма односельчан, учат неблагополучных людей вести хозяйство, надеются открыть в селе туристический казачий комплекс «Суриковский посад» — оказалось, что в Сухобузимском останавливался художник Суриков.

В Ростове в 2015 году появилась атаман Татьяна Сивоволова, получившая чин есаула. Она руководит обществом «Ростовский казачий округ “Казачки Дона”» и занимается социальными проектами и благотворительностью; в подчинении у нее в основном женщины. Впрочем, атаман надеется, что постепенно ее «женский батальон» может войти во Всевеликое войско Донское.

Источник...

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded